Каждый родитель четвероклассника знает: этот возраст — непростой. Нагрузка в школе растет, требования повышаются, а детский коллектив становится все сложнее. Одни ребята проходят этот период относительно гладко, а у других начинаются проблемы: снижается успеваемость, портятся отношения с одноклассниками, пропадает желание учиться.
В чем же причина таких разных сценариев? Ответ на этот вопрос ищет психология. Исследование, проведенное среди учеников четвертых классов, показало, что ключевую роль играют индивидуально-типологические особенности ребенка, то есть его врожденный тип личности.
Что такое дезадаптация и как ее распознать?
Простыми словами, дезадаптация — это неспособность ребенка «вписаться» в школьную среду. Это состояние внутреннего дискомфорта, когда требования школы (учиться, общаться, соблюдать правила) входят в конфликт с внутренним миром ученика.
Внутренние сигналы тревоги:
Постоянное чувство беспокойства и неуверенности в себе;
Низкая или, наоборот, завышенная самооценка;
Неудовлетворенность своими успехами и отношениями с другими;
Нежелание идти в школу, сотрудничать, участвовать в общих делах.
Если вы замечаете эти признаки у своего ребенка — это повод обратить на его состояние более пристальное внимание.
Что показало исследование?
Ученые разделили 63 четвероклассника на две группы: с низким уровнем дезадаптации (те, кто успешно справляется) и со средним (те, у кого есть трудности). С помощью психологических тестов были изучены их личностные качества, уровень тревожности и самооценка.
Результаты оказались более чем показательными. Между двумя группами детей были обнаружены серьезные различия в чертах характера.
Портрет успешно адаптирующегося ребенка:
Спонтанность и напористость. Эти дети активны, любознательны, не боятся проявлять инициативу. У них сильное внутреннее «Я», которое помогает противостоять трудностям.
Умеренная «агрессивность». Здесь это слово — не про драки и грубость. Речь о напористости и способности отстаивать свои интересы.
Адекватная самооценка и принятие себя. Они себя уважают, знают свои сильные стороны и спокойно работают над слабыми.
Портрет ребенка, которому учиться трудно:
Повышенная тревожность. Эти дети часто переживают, особенно из-за учебы и отношений с одноклассниками. Они боятся сделать ошибку, оказаться не принятыми коллективом.
Интроверсия. Им свойственно замыкаться в себе, уходить в свой внутренний мир. Без поддержки это может привести к трудностям в общении и социальной изоляции.
Эмоциональный дискомфорт и непринятие. Они часто недовольны собой и окружающими, чувствуют внутреннюю дисгармонию, им кажется, что их не понимают и не поддерживают.
Что делать? Практические выводы для родителей и учителей
Главный вывод исследования: не существует «плохих» или «хороших» типов личности. Но есть особенности, которые делают ребенка более уязвимым к стрессам школьной жизни.
Цените индивидуальность. Не пытайтесь сделать из тихого и спокойного интроверта душу компании. Его сила — в вдумчивости и глубине. Помогите ему найти одного-двух надежных друзей.
Развивайте слабые стороны, опираясь на сильные. Тревожному ребенку важно повышать уверенность в себе. Хвалите его за смелые поступки, даже маленькие. Напористому и спонтанному ребенку важно помочь научиться контролировать свои импульсы и учитывать чувства других.
Своевременная диагностика — ключ к успеху. Если вы видите, что ребенок долгое время несчастен, не справляется с нагрузкой или у него нет друзей — не ждите, что «перерастет». Обратитесь к школьному психологу. Профессиональная диагностика поможет понять глубинные причины проблем и вовремя начать коррекционную работу.
Школа — это не только про оценки и аттестаты. Это важнейший этап в жизни человека, где формируется личность. Понимание природных особенностей ребенка поможет родителям и педагогам создать для него поддерживающую среду, в которой он сможет преодолеть любые трудности и раскрыть свой уникальный потенциал.
Статья подготовлена на основе исследования Вероники Витальевны Ларионовой, Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина
Комментарии