Право выбора!
Итак, друзья! Представьте, что Вы приходите в ресторан и видите в меню только два блюда: вкусный любимый суп из прошлого или неизвестный салат из будущего. Что вы выберете?
Все по-разному. Так и в жизни, мы постоянно что-то выбираем.
Так что такое выбор? Выбор – это процесс, имеющий сложную психологическую структуру и позволяющий человеку полностью изменить привычные для него условия жизни.
В психологии сформулировано много различных концепций понятия выбор, но мне нравится описание выбора с точки зрения экзистенциального подхода, в данном направлении психологии перед нами всегда всего два варианта выбора.
Выбор в пользу прошлого – или выбор в пользу будущего.
Выбор в пользу прошлого. Это выбор в пользу привычного и знакомого, в пользу того, что уже было в нашей жизни. Выбирая прошлое, мы выбираем стабильность и знакомые пути, сохраняем уверенность в том, что завтрашний день будет похож на сегодняшний. Не нужно никаких перемен и никаких усилий. Все вершины уже достигнуты, можно почивать на лаврах. Или, как вариант – нам плохо и трудно. Но хотя бы знакомо и привычно. И кто знает, может, в будущем, будет еще хуже…
Выбор в пользу будущего. Выбирая будущее, мы выбираем тревогу, неизвестность и непредсказуемость. Потому что будущее – настоящее будущее – невозможно предсказать. Будущее невозможно предвидеть и предсказать, но возможно планировать. Однако нередко планирование будущего – это планирование бесконечного повторения настоящего. Нет, настоящее будущее – это неизвестность. Поэтому этот выбор лишает нас покоя, и беспокойство поселяется в душе… Но развитие и рост лежат только в будущем. В прошлом его нет, прошлое уже было и может только повторяться. Другим оно уже не будет.
Так вот, выбор - это сознательный акт, который является по своей сути свободным, ценностным и ответственным процессом, включающим в себя всю уникальность внутреннего мира человека, его мотивов, ценностей и стремлений.
Но зачастую выбора нам не дают. Так было и в моем случае…
Моя история!
Итак, как и у многих подростков конца 90-х годов особого выбора куда пойти учиться после школы у меня не было, наверно по причине того, что профориентологические тесты среди выпускников школы в моем небольшом городке не проводились, да и вообще в целом профориентология и профдиагностика только в 90-хх годах начали свой уверенный путь.
Поэтому, «Ты будешь инженером» - сказали мне. Ну собственно я им и стал. Отучился в инженерном ВУЗе и получил квалификацию инженер.
Честно говоря, я учился, потому что надо было учиться и особо даже не думал, нравится мне это или нет. Как я уже сказал, мои задатки никто не диагностировал, поэтому учился и учился, получил специализацию и пошел работать по специальности на крупное предприятие своего некрупного города. Хотя я вспоминаю, что в школе выступал в литературном кружке, пел в хоре (правда не громко и не долго) и хорошо писал сочинения.
Вообще я с детства вырос очень зависимым от чужого мнения, воспитывался в модели: «Если сделаешь вот так, значит ты хороший» и я вырос удобным, зависимым, без личных границ молодым человеком с четким пониманием, что любовь надо «заслужить». Со мной было удобно, я жил и работал в пределах границ, устанавливаемых партнером, коллегой, да кем угодно, для них это было очень хорошо.
Со временем, такой жизненный «рисунок» сформировал во мне чувство неосознаваемого дискомфорта, тревожности и еще больше укрепил неуверенность в себе.
Это был не мой выбор, но он был.
Решение различных технических задач, расширение навыков инженера, и так изо дня в день, из недели в неделю, из года в год. Фактически я достиг своего «потолка» в этой профессии. Я прекратил развиваться – делая одно и то же. И однажды я поймал себя на ощущении, что смотрю в монитор уже длительное время и ничего не делаю. Просто смотрю. Со временем, причем достаточно быстро (мне было около 40 лет) начались развиваться симптомы апатии, тревожности, чувство тревоги и беспокойства.
Так я подошел к кризису середины жизни, сам того не понимая.
Кризис – время выбора!
Уже пройдя кризисное состояние, скажу:
Проходя курс личной психотерапии по развитию уверенности, установлению личных границ, преодолению кризиса середины жизни, я начал читать книги на тепу психологии и всего, что с ней связано, начал с книги Андрея Курпатова «Красная таблетка», потом «Чертоги разума», «Мышление» и так далее.
Потом переключился на литературу с более узкими вопросами: нейрофизиология, высшая нервная деятельность, и все это в рамках самообразования.
Но я понимал, что просто читать недостаточно, мне нужен был структурированный подход доведения информации, лекции, семинары, вебинары. И я начал искать куда идти учиться. И пошел сразу везде). Сначала прошел собеседование в Московский Гештальт Институт, потом подал документы в Институт прикладной психологии и вот одновременно, взахлеб я начал системно и методично изучать психологию, параллельно наращивая, словно ветки, растущие от ствола дерева, различные специализации.
Да, это был первый в жизни мой осознанный выбор моего дальнейшего развития.
Как я уже сказал, кому-то везет, и человек уже с детства конкретно знает, чем он хочет и будет заниматься всю жизнь. Мне же пришлось пройти тернистый путь, чтобы начать заниматься любимым делом.
Я начал практиковать еще до завершения обучения, этому существенно способствовало обучение в #МГИ и развитие навыка группового взаимодействия, а также работы с чувствами и эмоциями, как собственными, так и чувствам и эмоциями людей, обращающихся за помощью.
Люди обращаются с различными проблемами: страхи, чувство вины и стыда, неуверенность и низкая самооценка, иногда это целый «букет» подавленных эмоций, неудовлетворенных потребностей. Порой очень сложно распутать этот клубок всего и вся. Вот тут очень помогают инженерное образование и техническое мышление, а именно опыт решения сложных технических задач, по своей сути имеющих хаотичное содержание и полную неясность, как и с какой стороны к ним подойти. Эти навыки, а также способность логического мышления и системный подход существенно помогают мне в ходе консультирования при анализе громадного клиентского объема информации.
А напоследок я спрошу…
Какое же блюдо вы выбрали бы сейчас? Суп из прошлого или салат из будущего? Не торопитесь отвечать.
Становясь на перепутье, находясь в состоянии выбора и принятия решения куда плыть дальше, попробуйте почувствовать «В пользу прошлого или в пользу будущего мой выбор? Какова цена моего выбора (чем я готов пожертвовать ради его реализации)? Мой выбор продиктован максимализмом (самое лучшее) или минимализмом (хотя бы это)? Готов ли я принять всю ответственность за последствия выбора на себя? И, наконец, остаётся вопрос смысла: «Зачем и из какого чувства я это выбираю?».
«Сказали мне, что эта дорога меня приведёт к океану смерти, и я с полпути повернул обратно. С тех пор всё тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы…».
Комментарии