В целях соблюдения конфиденциальности, рассмотрение клиентских случаев не предоставляется возможным. Однако, зачастую психоаналитические терапевты рассматривают различные психологические феномены на примере фильмов.
Для иллюстрации первертного материнства я выбрала фильм Марциала Фужерона «Мой сын для меня». Само название демонстрирует отношение к ребёнку, как к собственности, которая находится во власти матери.
В центре внимания отношения матери и сына Жульена.
Жульен – подросток, вошедший в пубертатный период и влюблённый в свою тайную подружку Алис. Вся его жизнь находится под всепроникающим контролем матери. Она проводит с ним всё свободное время, еженедельно заявляется в школу, чтобы проверить его оценки и поговорить с учителями, выбирает для него одежду без учёта его пожеланий. Жульен беспрекословно подчиняется всем её требованиям и безрезультатно раз за разом пытается сблизиться с отцом, но каждый раз получает его отвержение.
Мать Жульена – домохозяйка, установившая тотальное господство над всеми членами семьи. Она являет собой закон и порядок дома, где перевёрнуты социальные роли. Она отрицает взросление Жульена, покупая детские машинки и врываясь в его комнату, когда он стоит раздетый после душа. Возмущённая тем, что он прикрыл пенис, она бьёт его по рукам, требуя их убрать: «Что за цирк?! Я видела твоего «червячка» сто раз». Любое проявление его самостоятельности она подвергает словесным нападкам. Критикует рубашку, купленную им на свои деньги. А на подаренные конфеты и его первое бритьё реагирует с неприкрытой яростью, прогоняя его прочь: «Исчезни! Вон!».
В этот момент создаётся ощущение, что эта ярость от бессилия, что не всё в его жизни удаётся ей контролировать. Это осознание будто разрушает её и всё хорошее, что было в их отношениях.
Отстранённый, вечно занятый своей работой и теннисом отец Жульена, передвигается по дому как невидимка. На фоне матери он выглядит слабым и никчёмным. Такой не в силах разрушить симбиотическую связь матери и сына и установить границы дозволенного.
Жульен впадает в депрессию: он ничего не ест, не разговаривает, его поведение в школе вызывает недоумение у учителей и директора. У него снова обостряется экзема. Мать отрицает его ухудшевшееся состояние и воспринимает это, как нападение с его стороны: «Ты всё выдумываешь! Ты хочешь, чтобы я заболела?». И тогда она лишает его самого ценного: общения с бабушкой и возможности видеться с подружкой Алис.
Визит своей ненавистной матери она воспринимает испуганно, в оцепенении прячась за шторой. Так и не получив возможности попасть в дом и увидеть внука, она ушла, сказав: «Ты просто больная. Ты всегда была сумасшедшей, дочка». Эта сцена даёт понять, что её материнство повреждено «призраками прошлого», следствием которого являются враждебные отношения со своей матерью.
Устранив преграды на своём пути в виде матери и дочери, мать Жульена ещё больше ожесточается: избивает его дома и на глазах у одноклассников, лишает пианино, как символа, связывающего с бабушкой, и всех удобств, закрывая его комнату на ключ и решая, когда он может туда зайти.
О смерти бабушки она сообщила Жульену только после похорон, отомстив таким образом сразу обоим. Так велика её ненависть к их отношениям.
Всем своим существом она говорит Жульену, что он навсегда в её власти и выход только один – через её труп. Она не оставляет ему шансов...
После его нападения она остаётся жива и ни в чём его не винит. Завершающая сцена, где они снова танцуют вдвоём, заставляет думать о том, что она всё же «обернула его в свою веру».
Отношения между матерью и сыном, показанные в фильме, являются первертными. Такие отношения всегда наполнены страданием обеих сторон, только в случае матери, эти страдания обращены в триумф над собственным ребёнком.
Комментарии