Алиса — это хрестоматийный случай острого кризиса идентичности, спровоцированного столкновением с абсурдом и распадом привычных логических структур. Её путешествие — это идеальная метафора психоделического опыта или просто болезненного перехода от детства к отрочеству.
Она входит в кабинет осторожно, оглядываясь. Её взгляд немного растерянный, но живой и любопытный. Садится, поправляет платье. Говорит четко, но в её речи сквозит неуверенность.
"Здравствуйте. Я... я не совсем уверена, что я здесь делаю. Впрочем, я не совсем уверена ни в чем последнее время. Неделю назад я упала в кроличью нору, и с тех пор всё пошло наперекосяк. Я то вырастаю до потолка, то уменьшаюсь до размером мыши. Никто не говорит со мной нормально — только загадками и угрозами. Правила постоянно меняются, и меня всё время пытаются казнить. Самое ужасное, что я начинаю забывать, кто я".
Мы видим острый кризис идентичности (диффузия идентичности) и дереализацию/деперсонализацию. Чувство нереальности происходящего, ощущение изменения размеров и границ собственного тела («Я расту! Я уменьшаюсь!»), потеря ощущения собственного «Я» («Кто же я такая?»). Столкновение с миром, где нарушены все базовые законы физики, логики и социального взаимодействия. Её прежняя, строго регламентированная идентичность рассыпалась. Её рациональный, воспитанный ум сталкивается с миром чистого абсурда, где слово отделено от смысла, а причина не связана со следствием. Это вызывает интеллектуальный и экзистенциальный ужас.
Все существа в Стране Чудес постоянно нарушают её личные границы: задают бестактные вопросы, навязываются, критикуют. Она не знает, как на это реагировать, так как её привычные социальные навыки не работают.
Работа с Алисой требовала бы создания максимально стабильного и предсказуемого пространства, где её Эго могло бы заново отстроиться. Задача терапевтической работы может заключаться в том, чтобы вернуть её в контакт с реальностью и собственным телом, снизить тревогу.
Для этого пригодятся техники заземления «Здесь и Сейчас», например,: «Алиса, назовите свое имя. Назовите сегодняшнюю дату. Опишите, что вы видите в этой комнате. Почувствуйте стул под собой. Он твердый и устойчивый. Ваши ноги стоят на полу. Вы — здесь».
Проведем работу с телом - дыхательные упражнения, чтобы справиться с паникой при воспоминаниях о смене размеров. «Давайте вдохнем и представим, что мы занимаем ровно столько места, сколько нужно».
Объясним ей механизмы тревоги и дереализации, нормализуем её опыт. «Ваша психика пережила сильнейшую перегрузку. То, что вы чувствуете, — это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства».
С помощью юнгианского анализа — попытаемся восстановить ощущение Самости через символы. Для этого поможем ей интегрировать опыт Страны Чудес, увидев в нем не просто хаос, а сообщения из бессознательного.
Например, Безумный Шляпник и Мартовский Заяц - это иррациональное, спонтанное, вытесненное безумие. Творческий хаос, противостоящий жёсткому порядку (Космосу).
Чеширский Кот с его способностью исчезать — это метафора неуловимой природы мыслей и интуиции. Его знаменитая улыбка — это символ, который остается, когда всё остальное исчезает (смысл? надежда?).
Мы можем использовать активное воображение, например в диалоге с картами. «Алиса, представьте, что эта колода карт — части вас самой. Короли, Дамы, Валеты... Кто они? Ваши роли? Ваши страхи? Ваши правила? А что будет, если вы, как тогда, скажете им: "Вы всего-навсего колода карт!"?»
Можно переписать нарратив её путешествия, восстановив контроль и логику. Предложим Алисе следующее упражнение. «Давайте составим карту Страны Чудес. Были ли там места, где вы чувствовали себя относительно спокойно? Были ли существа, с которыми удавалось найти общий язык?»
Здесь происходит работа с её катастрофическими мыслями («Я исчезну», «Меня казнят») и поиск доказательств того, что она справилась, выжила и даже проявила силу.
Проведем нарративную пересборку: «А если посмотреть на ваше путешествие не как на кошмар, а как на инициацию? Вы вошли в нору девочкой, а вышли... кем? Что вы узнали о себе, столкнувшись с чистым абсурдом?»
Давайте подведем итоги и выделим ключевые терапевтические фокусы и интервенции.
От «Кто я?» к «Я есть тот, кто задает этот вопрос». Смещаем фокус с поиска готового ответа на принятие самого процесса самоисследования.
Легализация абсурда. Помогаем ей понять, что не всё в жизни (и в психике) подчиняется строгой логике. Иногда нужно принять парадокс, как улыбку Чеширского Кота.
Развитие гибкости Эго. Её опыт изменения размеров — это мощная метафора. Иногда нужно «уменьшиться», чтобы рассмотреть детали, а иногда — «вырасти», чтобы отстоять свои границы и увидеть картину в целом.
Трансформация «безумия» в «творчество». Помочь ей увидеть в Безумном Шляпнике не угрозу, а потенциальный источник спонтанности и нестандартного мышления.
«Исцеленная» Алиса — это не та, что забыла о Стране Чудес.
Она интегрирует этот опыт в свою биографию как важнейшее приключение, которое сделало её глубже и сложнее.
Она принимает, что её идентичность — не нечто застывшее, а текучий, меняющийся процесс.
Она учится жить в мире, где не все правила ясны, сохраняя при этом свое любопытство и способность удивляться.
Она находит в себе смелость иногда бросать вызов «Червонным Королевам» — как внешним, так и внутренним.
Она понимает, что её падение в кроличью нору было не бегством, а смелым прыжком в неизвестность, и это качество — её огромный ресурс.
Её терапия — это процесс собирания себя заново, но не в прежнюю, а в целостную, гибкую личность, которая может существовать и на важной встрече, и в самом безумном из миров, не теряя при этом себя. Она становится хозяйкой двух миров, а не жертвой одного из них.
Онлайн курс «Если бы в терапию пришел... Диагностика и стратегия терапии через призму персонажей и героев сказок, мифов, литературных персонажей».
https://www.b17.ru/training.php?id=109535
Комментарии